19 век

Прекрасные дамы




Это всё про неё, милую девочку, стремительно выпорхнувшую на сцену, 
покорившую Петербург и столь безвременно покинувшую бренный мир.

Трудно сохранить в памяти потомков образ актрисы, не запечатлённый на плёнке.
А мы храним!

Трудно судить о её актёрском даровании, опираясь только на воспоминания современников.
А мы восхищаемся!

И всплывают в памяти слова, написанные молодым Некрасовым...



Давным-давно мне попала в руки книга, написанная Юрием Алянским,
"Варвара Асенкова".



С каким теплом, с какой любовью писатель поведал о давно ушедшей из жизни актрисе. 
Он восхищался, он писал ей письма.
Письма, адресованные в 19 век!
И он сумел передать мне свои чувства, которыми пронизана эта небольшая книга.
Варя стала близким человеком и мне, живущей в 21 веке. 

Когда я прохожу по Невскому мимо Александринского театра, обязательно вспоминаю, 
что здесь блистала в водевилях юная Варенька.
Здесь она обдумывала и серьёзные роли в "Гамлете",  "Ревизоре", "Горе от ума".
Диапазон её дарования был велик.

А на противоположной стороне Невского, ближе к Аничкову мосту, дом,
 в котором Варвара Николаевна жила, и где закончилась её жизнь.

Суровый петербургский климат, тяжелая жизнь артистки, интриги и зависть -
всё это оказалось слишком тяжелой ношей для хрупкой и утончённой натуры. 

Никакие сплетни не очернили тебя, никакая грязь не пристала, милая девочка!
Ты достойно прожила свои 24 года, такой мы тебя и будем помнить. 

Варвара Николаевна Асенкова умерла в 1841году от чахотки.
Хоронил любимицу весь Петербург. 
Очевидцы утверждали, что со дня смерти Пушкина не было такого скопления почитателей, 
направлявшихся за гробом по Невскому проспекту в сторону Смоленского кладбища.  
Варенька покинула этот мир, но и после смерти не было ей покоя.
В конце тридцатых годов прошлого века в Александро-Невскую лавру,
в специальный некрополь, свозили с разных кладбищ останки знаменитых людей. 
А, может, только надгробия? Кто знает, что было в те далёкие годы...
Так Варенькина могила оказалась в Лавре. 

А в 1941 году, через 100 лет после смерти актрисы, во время обстрела
немецкий снаряд угодил прямо в могилу, уничтожив надгробие и бюст работы Витали.

После войны надгробие восстановили, сделали новый бюст.

Если случится вам, мои читатели, побывать в Александро-Невской лавре,
поклонитесь Варваре Асенковой.
И почитайте Некрасова.



Ещё одна актриса, чья печальная учась заставляет с горечью сжиматься моё сердце.

Какие разные судьбы, и как много общего.

Потрясающий талант
Восторг публики
                              Сплетни, пересуды, унижения
                          Хрупкая ранимая душа
                                       Ранняя смерть от чахотки

Всё это выпало на долю и Варе, и Параше.

Параша Ковалёва, дочь кузнеца, за дивный голос была принята в крепостной театр и замечена самим графом. Путь ей предстоял известный - в опочивальню барина на бесчестье. Да не так вышло. как выходило всегда. 
Граф Николай Петрович полюбил крепостную, полюбил так, что жизни без неё не представлял.  
И Параша любила своего графа, но даже помыслить не смела о перемене участи.Жила как певчая птица в золотой клетке.
Каково же было ей, умной, талантливой, образованной, нести на себе клеймо крепостной девки, актёрки, барской полюбовницы...
И я, вглядываясь в портреты актрисы, вижу, как тяжела была эта ноша.
Нет радости в глазах Прасковьи. Она всегда грустная, с затаённой болью смотрит сквозь пространство, сквозь время.




Как могло прийти в голову графу Шереметеву жениться на крепостной?
Ему, богатейшему жениху России, владельцу двухсот тысяч душ!
Как всколыхнулось оскорблённое дворянское общество. прослышав о планах графа.
Ни Екатерина II, ни Павел I не позволили бы Николаю Петровичу последовать зову сердца.
Позволил Александр I.

И всё-таки не решился граф публично объявить о своей женитьбе на  дочери кузнеца и призвать на свою голову шквал злобы, насмешек, негодования. И за Парашу боялся. Ей-то пришлось бы куда тяжелее.

Тайно обвенчались в Москве 6 ноября 1801 года, и Николай Петрович привёз графиню в Петербург, в Фонтанный дом. 
Не долго прожила Прасковья Ивановна Шереметева в своём дворце. В сыром и холодном городе она много болела и уже не выходила на сцену. 
В скором времени Шереметевы стали ждать наследника.


Рождение сына Дмитрия 3 февраля 1803 года окончательно подорвало силы молодой графини.
Через 20 дней Прасковья Ивановна Шереметева покинула этот мир.      
Ей было 34 года
.И всё-таки она была счастлива!
Ей выпало счастье узнать любовь, о которой мечтает каждая женщина.

Есть дивный романс!
Я услышала его в фильме "Графиня Шереметева". 
http://www.youtube.com/watch?v=F1usiDuK1Mw&list=PL1A8F2B8148CA9254
Как великолепно играет главную роль Дарья Юрская. И как похожа она на Парашу.
А мама Дарьи, актриса Наталья Тенякова, подарила нам светлый образ 
Вареньки Асенковой 
в фильме "Зелёная карета".

Не так давно в садике Шереметевского дворца появился памятник .
 Парашу Жемчугову помнят...


А эту гравюру я нашла в  журнале "Столица и усадьба" за 1914 год. 







Честно говоря, я ещё не разобралась, кого так люблю: саму императрицу Елизавету Австрийскую или пленительный образ, созданный Роми Шнайдер. 

Трилогию, посвященную Сисси, я засмотрела, как говорится, "до дыр".
 И ещё буду смотреть. 
Когда на сердце тяжело, а за окном серое питерское небо, я вместе с Сисси переношусь в Австрию. И, поверьте, становится легче. И от голубого ясного неба, и от милой непосредственной киногероини. И от сказочно прекрасной пары, чья жизнь в кино, счастливая и несущая радость, весьма отличается от суровой действительности. 
 Её, совсем юную, выбрал в жёны сам австрийский император.  
Им предстояла нелёгкая жизнь. Елизавета страдала в душной атмосфере императорского дворца. Её угнетал строгий этикет Габсбургов. А Франц Иосиф, истинный Габсбург, был рабом дворцового церемониала. И свекровь, эрцгерцогиня София, считавшая себя хозяйкой Хофбурга, заставляла молоденькую императрицу жить по своим правилам. 
А Сисси не могла смириться с этим. Её вольная душа не терпела насилия. Она боролась. 
Но жизнь в постоянной борьбе и ненужной суете не приносит радости. 
И Сисси старалась вырваться из Вены. Её отлучки становились всё более продолжительными, а Франц Иосиф надолго оставался один.
Им вдвоём пришлось пережить много горя: тяжелую болезнь Сисси, смерть маленькой дочери, непонятную и трагическую гибель единственного сына Рудольфа. 
Какая нелёгкая судьба выпала маленькой баварской принцессе, ставшей императрицей могущественной страны.


О красоте Сисси ходили легенды. Её называли самой красивой женщиной Европы, превозносили, любовались.
 Многие художники были удостоены чести запечатлеть её прекрасное лицо, стройную фигуру, водопад волос.
Когда я приехала в Вену, я, конечно, сразу понеслась в Хофбург, в музей Сисси. 
Долго бродила по залам, рассматривая многочисленные портреты, платья, милые безделушки. И пыталась представить, что сейчас из покоев появится сама императрица. 
И вот в одном из залов навстречу мне шагнула беломраморная Сисси. 
Я долго вглядывалась в её лицо. Мы разговаривали без слов. Я отошла, потом вернулась. Сисси как будто притягивала меня. Знакомство состоялось.
Теперь можно было уходить.
Я ещё посидела в дворцовой церкви, где венчались Елизавета и Франц Иосиф.
Потом, усевшись на поребрик в пустынном дворике под окнами капеллы, послушала репетицию венского хора мальчиков. Наверное, это Сисси сделала мне такой восхитительный подарок. 
Переполненная впечатлениями, я покинула Хофбург. 
Мне ещё предстояло побродить по улицам Вены, пройти мимо капуцинской церкви, где
покоятся Габсбурги, посидеть в кафе и отведать венский штрудель, который так любила императрица. 
Пора было возвращаться домой...












Комментариев нет:

Отправить комментарий