Царицы


Цепко держалась за российский трон немка София Фредерика Ангальт-Цербстская.
Ах, как хотелось ей царствовать! Так хотелось, что не убоялась страшного греха, шагнула  к трону через труп собственного мужа. 
Уселась! Короновалась! Огромная страна склонилась перед иноземкой. 
 Но грех-то остался. И надо бы его приуменьшить. Вот тут и помог дневник.
 Всё про мужа написала. Что было, чего не было - всё тут, всё на пользу дела. 
А дело такое - как на троне усидеть да кровавых следов в истории не оставить.

Вот и возник на страницах дневника образ полного ничтожества - русского царя Петра III Федоровича, прихвостня прусского короля Фридриха. И таким омерзительным типом сошёл со страниц дневника внук Петра I, что долгие-долгие годы вся Россия дружно презирала его.

Но не только нелюбимого мужа смешала с грязью Екатерина. 
Ещё одну подлейшую подлость совершила она по отношению к сыну, подрастающему Павлу.
Нет, не хотела матушка-императрица уступать сыну трон. А Павел подрастал, близилось его совершеннолетие. И было в России великое множество людей, не сомневавшихся в том, что повзрослевший Павел станет царём. 
Что же делать? Что делать?!
И опять дневник сослужил службу. И пошла по светским салонам и крестьянским избам гулять мысль о том, что не царский сын Павел Петрович, что и не Петрович он вовсе. И отец его не убиенный царь, а всего-навсего Сергей Салтыков, любовник Екатерины. 
Тень была брошена. Происхождение Павла так и осталось загадкой. Но если бы сын восстал против матери, эта легенда обернулась бы против него.


Вот такой непростой дневничок...
Мощнейшее оружие в руках одержимой властью женщины.
 Ни перед чем не останавливалась царица, защищая узурпированный трон. 
Разгромила бунтовщика Пугачёва. Не оглянулась на Елизавету Петровну, которая не подписала ни одного смертного приговора, снесла голову Емельке.


Все силы бросила на то, чтобы изловить и уничтожить самозванку, назвавшуюся княжной Таракановой, дочерью Елизаветы Петровны. 
Тёмное это дело, тайной глубокой покрыто. А где тайна, там и слухи. 
Кто говорил, что убили мнимую княжну по приказу царицы, кто-то утверждал, что умерла она сама от скоротечной чахотки. И ещё ходил слух о том, что де посадили бедняжку в камеру Петропавловской крепости, заливаемую водой во время наводнения. И так убедительна была легенда, что художник Флавицкий картину написал на этот сюжет. 


Как бы то ни было, а сгинула княжна Тараканова бесследно, оставшись в памяти потомков авантюристкой. 
А вдруг она на самом деле была дочерью Елизаветы Петровны?
Молчит история...

Но жил на свете ещё один человек, который представлял самую большую угрозу для матушки-императрицы. 
Одного упоминания о нём боялась Елизавета Петровна, старалась всеми силами забыть, по чьим головам она взошла на трон.
Опасался его Пётр III.  Но не поднялась у них рука на несчастного.
А у Екатерины Великой поднялась! 
Это она отдала приказ сразу заколоть таинственного узника, если кто-то попытается его освободить.  И закололи!  При первой же попытке.


А узником этим был настоящий законный русский царь . Царь,в котором текла кровь  царя Алексея Михайловича и царя Ивана Алексеевича. Настоящий потомок Романовых. 
Это через него переступила Елизавета, усаживаясь на трон. 
Это на него ездил посмотреть в Шлиссельбургскую крепость Пётр III. Может и посочувствовал полубезумному бедняге, почти всю жизнь просидевшему в одиночной камере, но участи его не облегчил. Боялся сына своей троюродной сестры, в младенчестве сброшенного с престола. Российскому императору Иоанну Антоновичу был тогда всего один год .
 Всю оставшуюся жизнь он провёл узником. Узником и живой угрозой! 
Пока жив был этот царь, не спалось спокойно Екатерине. 
Всегда могли найтись силы, желающие заменить немку русским царём, настоящим, потомственным. 
Вот и составила она ту секретную инструкцию, где велено было заколоть несчастного при попытке освобождения. 
Вот как боролась со своими страхами царица-матушка.

Страшная женщина!





                                                           Ах, барокко!

Монастырь для дочери Петра.


 1741год. 
На российском троне Елизавета Петровна. 
               
                                              Весёлая царица была Елисавет:
                                               Поёт и веселится -  порядка только нет...
                                                                                                        А.К. Толстой

Да, любила дочь Петра балы, веселье.
Но была очень набожна. 
Когда Пётр I начал строить новую столицу, он основал Александро-Невский монастырь.
Елизавета Петровна последовала примеру отца. В 1748 году она основала Воскресенский Новодевичий монастырь. И это было не просто богоугодное дело. Монастырь мог стать последним приютом для стареющей императрицы. 
В официальном браке Елизавета Петровна не состояла. Но и в грехе жить, наверное, не хотела. 
Вот и ходили по Петербургу упорные слухи о том, что царица тайно обвенчалась с графом Алексеем Григорьевичем Разумовским. 
Интересная получилась пара: 
 дочь грозного царя и лифляндской прачки и свежеиспечённый граф, который совсем недавно на своей родной Украине пел в церковном хоре. Да так пел, что в самом Петербурге оказался, из грязи в князи, пардон, в графы попал. 
Про детей Елизаветы тоже много легенд ходило. И про княжну Тараканову, и про инокиню Досифею, что жила секретной узницей в Ивановском монастыре в Москве. 
 Но законнорожденных детей не было. Наследников не было. 
Вот и решила императрица передать корону племяннику Петру Фёдорвичу. А сама собиралась провести остаток дней в монастыре. 
Так на невском берегу появился удивительный архитектурный комплекс: то ли монастырь, то ли дворец. 
Монастырь возник на месте смоляного двора и унаследовал название - Смольный. 
Во времена Елизаветы Петровны в архитектуре царил стиль барокко.
Имя мастера барокко Франческо Бартоломео Растрелли золотыми буквами вписано в историю нашего города.Какие потрясающие подарки он сделал мне и всем , кто живёт, жил и будет жить в северной столице. 
Зимний дворец - это Растрелли. 
    Дворцы в Царском селе и Петергофе - Растрелли. 
         Строгановский и Воронцовский  дворцы - Растрелли. 
              И Смольный монастырь - тоже он, Франческо Бартоломео Растрелли,
                    незабвенный Варфоломей Варфоломеевич!


Тогда, в середине 18 века, Петербург стал обзаводиться архитектурными ансамблями. 
И один из первых ансамблей - это ансамбль Смольного монастыря. 
Как широко раскинул крылья своей мечты Растрелли: дивной красоты собор, каре монастырских зданий и фантастическая колокольня, намного превышающая шпиль Петропавловского собора .
Увы, замысел этот реализовать в полной мере не удалось. 
Денег , как всегда, не хватало, строительство затягивалось, колокольню не построили. 
Елизавета Петровна умерла, стиль барокко отошёл в прошлое, а Екатерина II предпочитала классицизм.  Грандиозный проект Растрелли дошел до нас в виде макета. 
Когда я бываю в Академии художеств, обязательно подхожу к макету Смольного монастыря. Любуюсь! И когда вижу Смольный собор, тоже не могу оторвать взгляд. 
Собор этот удивительный. 
Растрелли использовал очень удачный архитектурный приём: сдвинул башни и купол. 
 И собор устремился ввысь. 
Но он не просто устремляется ввысь. Он ещё может парить над землёй. 
Но для этого обязательно нужны два условия : белые купола и небесно-голубой цвет стен. 
Вот тогда собор становится невесомым. 
Он растворяется и в яркой небесной синеве, и в перламутровом мерцающем свете ранних сумерек, и на фоне тяжёлых осенних туч. Возникает удивительное ощущение лёгкости , и дух захватывает от сказочной красоты. 


Кто и когда додумался покрасить купола белой краской, я не знаю, но это была гениальная мысль. Золотые купола, конечно, сделали бы собор наряднее, но они приземлили бы его. 
Много лет на моей памяти собор был голубого цвета. 
Голубой цвет выгорел , и само собой получилось то, что нужно: небесно-голубой собор с белыми куполами. 
Я много лет ездила на работу через Большеохтинский мост, и много лет меня радовала сказочная гармония и лёгкость этой постройки. 
А потом это волшебство уничтожили.
И сделали это люди, которым нельзя совершать такие ошибки: реставраторы. 
Они перекрасили собор.
Когда сняли леса, я не поверила своим глазам! 
К небесно-голубой краске подмешали зелёную. И всё!
Теперь собор чётко читается на фоне неба. Он больше не растворяется и не улетает ввысь. 
Он твёрдо стоит на земле. 
Волшебство исчезло.
А господа маляры от реставрации, наверное, и не поняли, что натворили. 


И всё равно это одно из самых прекрасных зданий Петербурга. 
И мы, потомки Растрелли, храним о нём благодарную память.
А современники "отблагодарили" гениального архитектора по-своему. 
Екатерина II просто выгнала его "в рассуждении старости и слабого здоровья". 
Денег Растрелли не скопил. У зодчего, украсившего столицу ожерельем дворцов, даже дома своего не было. 
Он отправился в Италию, но и там его никто не ждал. А Россия  манила, звала  обратно. 
Здесь осталось сердце Растрелли, Сюда он и вернулся, чтобы умереть. 
Мы не знаем, когда умер мастер, где похоронен. Нам некуда приносить цветы. 
А дворцы стоят... И Смольный стоит.
 Только название это мы связываем не с монастырём, а с институтом благородных девиц. 
     Но это другая история...



     


Затея матушки-императрицы



Екатерина II  слыла просвещённой монархиней. Она состояла в переписке с Вольтером и Дидро. И вслед за ними уверовала в то, что просвещение искоренит зло. 
А кого же просвещать?
Всех!
 Просвещённый помещик не будет сечь своих крестьян на конюшне, продавать, держать в чёрном теле.  Нет, он станет отцом родным своим крепостным. 
Просвещённые крестьяне с радостью будут гнуть спину на своего барина.
Просвещённый купец будет честно торговать.
Просвещённые промышленники и ремесленники будут честно трудиться,  позабыв свои корыстные интересы. 
Просвещённая страна будет процветать, и управлять таким обществом будет легко и приятно. 
Вот такая идиллия представлялась матушке Екатерине, начитавшейся Вольтера. 
Так размечталась российская царица, решившая взмахом руки переделать мир. 
И не просто размечталась. Мысль переделать общество всецело овладела предприимчивой императрицей. 
Но с чего же начать переделывать свой народ?
Кто будет воспитывать новую породу людей?
 Ответ напрашивался сам собой : матери. 
Просвещённая мать вырастит правильных детей, те правильно воспитают своих детей, пойдёт цепная реакция, и через несколько поколений народ российский будет не узнать. 
Екатерина II прониклась этой идеей и начала действовать, призвав на помощь И.И. Бецкого, разделявшего суждения императрицы о пользе просвещения. 
Был создан институт, куда принимали девочек 5-6 лет из дворянских семей -  Институт благородных девиц.
Учебное заведение было закрытым. 
Ничто извне не должно вредить процессу воспитания будущих матерей. Никакого постороннего влияния!



 На целых 12 лет детей отрывали от родителей. На каникулы домой не отпускали. 
Свидания с родными были редкими и только в присутствии классной дамы. 
Обеспеченные семьи не спешили отдавать любимых дочерей. 
Вот и получилось, что чаще в институт поступали сироты или девочки из многодетных обедневших семей. 
Институток обучали иностранным языкам, русский язык и литературу тоже не забывали. 
Изучали закон божий, арифметику, физику, географию, этикет, домоводство. 
Занимались музыкой, танцами, рисовали, сочиняли стихи, играли на институтской сцене. 



Размахнулись широко, но учить-то было некому. Учителей хороших было мало. 
Девочки, полностью оторванные от жизни, росли как цветы в оранжерее. 
Разве могли они, сами оторванные от реальной действительности, стать теми идеальными матерями, на которых так рассчитывала императрица? 
Да и как можно было надеяться, что несколько сотен выпускниц, пусть даже и идеальных, смогут что-то изменить в такой огромной стране как Россия. 
Вот и ходили злые стишки по Петербургу:



           Иван Иваныч Бецкий, 

    Человек немецкий,

              Носит мундир шведский,

          Воспитатель детский, 

    В двенадцать лет 

   Выпустил в свет

    Шестьдесят кур,

Набитых дур. 

Но это, наверное, от зависти и недопонимания. 
Конечно, такое учебное заведение - это большое дело. Было положено начало женскому образованию в России. Институт просуществовал 153 года. 
Екатерина II заботилась о Смольном институте. Она часто приезжала сюда, водила дружбу со смолянками, писала им письма. 
Когда монастырские постройки стали тесными, по велению царицы рядом с барочным монастырём выросло строгое классическое здание Смольного института по проекту Кваренги. 
Сколько замечательных девушек окончили это учебное заведение. Сколько света и добра пронесли они через всю жизнь. 
Я люблю рассматривать портреты смолянок, написанные замечательным художником Дмитрием Левицким.


Недавно Русский музей отреставрировал знаменитые потемневшие портреты и устроил выставку. 
Я ходила сама, водила своих студентов и была счастлива принять такой щедрый подарок. 
Обновлённые портреты вновь заиграли красками. Знакомые лица смолянок по-прежнему улыбаются нам сквозь века.










 



















Комментариев нет:

Отправить комментарий